Координатор общественного движения
«Наше время»
Инженер, Юрист,
Социальный предприниматель
Политологический потенциал теории «Москва – Третий Рим» Часть 1
После недавних событий, когда Россия окончательно вернула свой суверенитет, сбросила с себя Западное глобалистское иго, некоторые проблемы требуют немедленного решения. Одна из таких проблем – отсутствие государственной идеологии.
России необходимы консервативные ценности, где без православия никак не обойтись, но в то же время надо «дружить» с исламом, а еще срочно ликвидировать последствия «российского» капитализма. Поэтому идея левого поворота так популярна в определенных кругах.


Недооцененная концепция «Москва - Третий Рим» может стать стержневой для всех политологических построений, которые в той или иной степени будут описывать нынешнюю и будущую Россию. Эта теория имеет колоссальный потенциал и может иметь свой евразийский, геополитический, социалистический срезы.
«Два Рима падоша, а Третий стоит, Четвертому не бывати»

С точки зрения этой концепции, с точки зрения её историософии (со времен Василия III), вся новозаветная история состоит из трех последовательно сменяющих друг друга Римских империй. Главная задача каждой из них – защита Христианской Церкви.


Первая Римская империя
Первой Римской империей являлась империя со столицей в Риме. Именно на её территории в правление первого римского императора Августа родился Спаситель, Иисус Христос. Именно эта империя преобразилась и из языческой стала христианской. Она имела две формы существования. Первая форма - Политическая - она рухнула под ударами варваров в 478 году. Вторая форма – церковная. Она рухнула благодаря церковному расколу 1054 года.

Вторая Римская империя
Вторая Римская империя со столицей в Константинополе (её в историографии называют Византийской, так именовали ее европейские историки), которая стала наследницей первой в политической ипостаси с 478 года, а в Церковной - де факто с 478 года, а де юре с 1054; потерпела крушение в церковной форме в 1441 году (ради помощи католиков была подписана Ферраро-Флорентийская уния в 1441 году), а в политической в 1453-м, когда турки захватили Константинополь.

Третья Римская империя
После падения Константинополя именно Россия со столицей в Москве становится в мировой истории последней третьей Римской империей согласно концепции «Москва – Третий Рим».

Эта теория нуждается в серьезном уточнении. На протяжении многих веков она была в определенной интерпретации востребована многими странами. В России она господствовала не только в XVI–XVII столетиях, но и на протяжении последующих веков. Идеи этой теории существенно трансформировались на протяжении столь длительного времени, однако этот факт почему-то предпочитают не замечать многие историки и политологи.

Мы живем с вами в секулярном мире, который возник относительно недавно. В XIX столетии гуманитарное знание было переделано под секулярное сознание. Многие так называемые гуманитарные специалисты уверены, что по-другому быть не может. Именно поэтому базовые сакральные моменты для секулярных специалистов в концепции «Москва - Третий Рим» принципиально недоступны. В то же время мессианская идея США, которую никто не собирается рационально доказывать, отдельными фрагментами активно внедряется в массовое популяционное сознание с помощью вполне секулярных рациональных конструкций.

«Москва – Третий Рим»

Данная концепция была выстрадана и продумана политической элитой России. Выделим несколько этапов этого процесса.

Первый период – «напряженное ожидание»

Он начался в 1441 году, сразу после того, как в Москве узнали о подписании Константинополем Ферраро-Флорентийской Унии (сдача православия католикам ради получения помощи в противостоянии с Османской империй). После падения Константинополя в 1453 году в России стали преобладать эсхатологические настроения. В православной цивилизации была очень сильно распространена идея, что мир простоит 7000 лет до конца света. В то время летосчисление велось от сотворения мира. Считалось, что от сотворения мира до Рождества Христова прошло 5508 лет. Поэтому роковой год, которого ожидали на Руси – это 1492-й. Конца света никогда на Руси не ждали так, как в то время.

Второй период – «не упусти», «не дай себя использовать»

Он начался с 70-х годов XV века (когда апокалиптические ожидания ещё больше усилились) с определения своего места в мире для политической элиты. Западная Европа открыла для себя Россию как новое большое государство и пыталась использовать её в противостоянии с Османской империей. И Римский папа, и Священная Римская Империя с удовольствием обещали признать преемственность России с Константинополем, но для этого требовали выполнения двух условий – участие «на всю катушку» в войне с турками и признание того, что католический Рим находится в мировой политической иерархии выше.


России (Московии) было уготована роль пушечного мяса. России с удовольствием гарантировали её преемственность с Византией и готовы были отправить в горнило турецких войн – освобождать «свой» Константинополь. В качестве даров данайцев Ивану III даже предоставили в невесты племянницу последнего византийского императора.

Иван III, один из гениальных внешнеполитических деятелей России, «дары» взял, а ловушки избежал. Именно он осознавал, что Россия одновременно является и наследницей Золотордынской империи (а в потенциале и всей империи Чингиз-хана), и наследницей империи Византийской. И ни одно из этих наследий нельзя было потерять (это гениально отражено в таком важном символе-артефакте России как шапка Мономаха). Именно поэтому Рим Рюриковичей – это вся Евразия.


Иван III - первый правитель, который дал совершенно другую оптику для понимания локализации Римской империи. Он продолжил движение Второго Рима на Восток, но задал такую географическую рамку, о которой Константинополь даже не мог и мечтать. Именно поэтому можно сказать, что с самого начала евразийская теория (освоение наследия и Золотоордынской империи, и мегаимперии Чингиз-Хана), заложена в концепцию «Москва - Третий Рим». И лишь сильная европеизация российской элиты в XVIII–XIX столетиях мешала это осознать, хотя евразийских элементов деятельности в этих столетиях было более, чем предостаточно. Россия не должна была упустить ни наследия Второго Рима, ни наследия Золотой Орды.

Третий период- «формулировка»


Москва уже отказалась принять королевскую корону из рук Римского Императора. Она была уверена, что они находятся в одинаковых весовых категориях. Но в то же время уважение к этому государству, пускай и католическому, присутствовало. Ведь оно было создано ещё в X веке, ранее Крещения Руси, ещё до церковного раскола. Хотя Василий III и его окружение прекрасно понимали, что Рюриковичи как династия древнее Габсбургов.
Ситуация резко изменилась после Реформации, которая расколола Священную Римскую империю. Именно это обстоятельство, которое свидетельствовало об определенной богооставленности, и позволило старцу Филофею создать блестящую формулировку, которую мы все знаем. И главное «ноухау» этой формулировки – «Четвертому не бывати». Это была дерзость (поэтому, несмотря на то что эта идея – путеводная звезда российского государства, в официальной дипломатии она не применялась, хотя и определяла всё).

Большинство значимых христианских государств существовало в пространстве концепции «переноса империи», истоки которой восходят к пророку Даниилу и основанному на его произведениях историософской концепции, которая принималась практически всем христианским миром.

Ослабление Византийской империи, Второго Рима, привело к тому, что Новым Римом пытались стать и Болгария, и Сербия в XIV веке. Все это окончилось захватом этих государств Османской империей. Сама Османская империя, безусловно, претендовала на роль Нового Рима. Новым Римом пыталась стать и резко усилившаяся во второй половине Франция, и объединившаяся в конце столетия Испания. Новым Римом пытались стать и Флоренция, и Венеция. Создать свою империю пытался после упадка авиньонского пленения и сам папский Рим.

В этой же концепции работали и французская, и британская империи в XVII-XIX столетиях, и США с начала своего существования до наших дней, и вторая Германская империя в XIX веке, и Гитлер, и Муссолини. И за всеми существующими и вновь появляющимися амбициями отечественная элита внимательно наблюдала, прежде чем сформулировать свою идею. И никто из перечисленных государств, заявляя о том, что они Новый Рим, не утверждал, что будет и последним (за исключением Гитлера, чья империя просуществовала 12 лет). Это сделала только отечественная элита.

Четвертый период – «подключение»

В разработке концепции «Москва-Третий Рим» период пришелся на правление Иоанна Грозного. Поскольку наши политологи и историки не владеют символическим библейским языком, очень многое из деяний Грозного им остается непонятным. Тут важно понимать, что основной момент материализации идеи «Москва-Третий Рим» произошел в момент венчания Грозного на царство. Гениальный чин венчания на царство разработан был митрополитом Макарием. Он сыграл колоссальную роль в конкретизации идеи «Москва – Третий Рим» именно исходя из её эсхатологичности, которая предполагает, что в мире есть только один истинный Царь, и он находится в России.

Отечественный чин венчания так отличался от византийского, что даже в дореволюционной России некоторые специалисты по церковному праву, очень рациональные люди, считали этот чин восьмым таинством, уникальным достижением отечественного богословия. С помощью чина венчания на царство имперская Россия, выражаясь инженерным языком, всегда была подключена к теории «Москва-Третий Рим».

Именно при митрополите Макарии практически сразу концепция «Москва - Третий Рим» начала развиваться бок о бок с концепцией «Москва - Новый Иерусалим». То есть новое Российское государство понималось как новый духовно-политический центр. И этот центр сам по себе был самодостаточен! Это очень важно. Поэтому не нужно никуда идти и ничего освобождать, ценою гибели русских войск - ни Иерусалим, ни Константинополь, все это присутствует на русской земле.

И главный вывод, который должен усвоить каждый политолог, звучит следующим образом - концепция «Москва- Третий Рим» полностью определила своеобразие российского самодержавия, которое в значительной степени сформировало российский политологический ландшафт и по-прежнему определяет его в как в настоящем, так и будет определять в будущем.
Политологический потенциал теории «Москва – Третий Рим» Часть 2

Петербургский период

Если относительно XVI–XVII веков многие в той или иной степени признают существование этой концепции, то XVIII-XIX столетиям в подобном существовании отказывают.

Данная статья пишется в год 350-летия нашего великого императора. И, увы, его религиозное мышление, его отношение к теории «Москва - Третий Рим» – это терра инкогнита для большинства отечественных специалистов благодаря доминированию секулярной матрицы. Хотя даже в советское время Успенский с Лотманом увидели, что этой теории Петр I был не чужд (но и являлся оригинальным продолжателем).

Ещё в XVII веке в отечественной элите появились православные западники, которые увидели, к чему привела ориентация на православный Восток царя Алексея Михайловича. Благодаря грекам, которые вновь хотели втянуть ещё неготовую Россию в мясорубку войны за Константинополь, Россия получила церковный Раскол. Но претензии православных западников не ограничивались критикой лукавых греков (для которых идея «Москва - Третий Рим» – это кость в горле). Они четко указывали, что оба Рима в момент своего могущества, когда они охраняли Христианскую Церковь, обладали мощнейшей торговлей и самыми современными технологиями. Именно поэтому необходимо ориентироваться на христианский Запад. Так что основная идея Петра I четко увязана с определенной трактовкой концепции «Москва - Третий Рим». Кроме того, Петр понимал, что сакральный центр можно перемещать и попытался его перенести в Санкт-Петербург. По сути, новая формула звучала так «Россия - Третий Рим».

Наше время

Парадоксально, что именно события XX–XXI веков показали поразительную точность прозрения Филофея. Как только не издевались над теорией «Москва – Третий Рим» после крушения Российской империи. Особенно - над «Четвертому не бывати». Но! На этом месте появилась сначала Советская Россия, а затем - постсоветская Россия. Причем Советская Россия появилась на месте совершенно богоборческого антинационального проекта (как это произошло - в отдельной статье), а постсоветская - на месте распадающейся либеральной российской грязи. И хотя прошло 100 лет с момента крушения Российской империи, Четвертый Рим, который является охранителем Христианской Церкви, Христианской цивилизации не только не появился, а совершенно понятно – он не может ни откуда появиться! У христианства есть только один защитник – Россия. Поэтому идея Катехона, идея Удерживающего, благодаря некоторым консервативным политологам сейчас довольна популярна.

Увы, многие из них не понимают всех нюансов теории «Москва - Третий Рим», не видят её изначальных основополагающих идей. У них нет нет гармонии в мистическом и рациональном донесении этой теории. Они не видят, что многие иные теории, о которых они говорят – например такие, как геополитика, евразийство - изначально присутствуют в теории «Москва-Третий Рим».


У нас все изучают реформы в первый период правления Ивана Грозного, но люди ухитряются не видеть, как эти реформы связаны и с идеей «Москва - Третий Рим,» и с идеей социальной справедливости.


Логика политической элиты того времени на основе библейского мышления: идея «Москва - Третий Рим» – это не красивая игрушка, а тяжелый крест. Рим – это империя, стремящаяся к совершенству. Поэтому концепции «Москва – Третий Рим» нужно соответствовать. Отношения и между социальными группами, и между людьми должны стремиться к идеалу. Т.е. кому многое дано, с того многое и спросится. Если по-простонародному: «Назвался груздем – полезай в кузов».

Поэтому все реформы молодого Грозного и его окружения пронизаны этим пафосом – «если мы Третий Рим, мы должны соответствовать этому высокому званию – у нас все должно быть по правде и в Церкви, и в государстве, и в отношениях между людьми». Отсюда вывод - без идеи справедливости, в том числе и социальной, нет идеологии «Москва - Третий Рим».


Но самое интересное, что за время своей работы эта идея оказала мощнейшее воздействие не только на государство, но и на народ. В последнее время стало очень популярным говорить о глубинном народе. Так вот, глубинный народ возник во многом под влиянием именно идеи «Москва - Третий Рим» (про феномен глубинного народа в XX–XXI веках – в отдельной статье).

Нераскрытый потенциал

Идея «Москва-Третий Рим» – это уникальная идеология, выстраданная и разработанная отечественной элитой в течение почти 100 лет (с конца XV по конец XVI века). Эта идея настолько глубоко была вплетена в различные ткани отечественной жизни, что работала и в XX веке, когда казалось, что традиционная Россия навсегда уничтожена. Она прекрасно работает и сейчас.

Концепция «Москва- Третий Рим» полностью определила своеобразие российского самодержавия, которое в значительной степени сформировало российский политологический ландшафт и по-прежнему определяет его в как в настоящем, так и будет определять в будущем.

Увы, её политологический потенциал используется процентов на 10. Она на самом деле может быть донесена да самых разных социальных слоев, которые могут иметь разную этничность, самый разный уровень религиозности, интеллектуального развития (об этом отдельная статья).


В нынешней политической ситуации не использовать идею «Москва-Третий Рим» для построения новой идеологии для современной России было бы преступным упущением.
01 МАЯ / 2022

Автор: Дмитрий Макаренко

© All Right Reserved
Made on
Tilda