«Два Рима падоша, а Третий стоит, Четвертому не бывати»
С точки зрения этой концепции, с точки зрения её историософии (со времен Василия III), вся новозаветная история состоит из трех последовательно сменяющих друг друга Римских империй. Главная задача каждой из них – защита Христианской Церкви.
Первая Римская империя
Первой Римской империей являлась империя со столицей в Риме. Именно на её территории в правление первого римского императора Августа родился Спаситель, Иисус Христос. Именно эта империя преобразилась и из языческой стала христианской. Она имела две формы существования. Первая форма - Политическая - она рухнула под ударами варваров в 478 году. Вторая форма – церковная. Она рухнула благодаря церковному расколу 1054 года.
Вторая Римская империя
Вторая Римская империя со столицей в Константинополе (её в историографии называют Византийской, так именовали ее европейские историки), которая стала наследницей первой в политической ипостаси с 478 года, а в Церковной - де факто с 478 года, а де юре с 1054; потерпела крушение в церковной форме в 1441 году (ради помощи католиков была подписана Ферраро-Флорентийская уния в 1441 году), а в политической в 1453-м, когда турки захватили Константинополь.
Третья Римская империя
После падения Константинополя именно Россия со столицей в Москве становится в мировой истории последней третьей Римской империей согласно концепции «Москва – Третий Рим».
Эта теория нуждается в серьезном уточнении. На протяжении многих веков она была в определенной интерпретации востребована многими странами. В России она господствовала не только в XVI–XVII столетиях, но и на протяжении последующих веков. Идеи этой теории существенно трансформировались на протяжении столь длительного времени, однако этот факт почему-то предпочитают не замечать многие историки и политологи.
Мы живем с вами в секулярном мире, который возник относительно недавно. В XIX столетии гуманитарное знание было переделано под секулярное сознание. Многие так называемые гуманитарные специалисты уверены, что по-другому быть не может. Именно поэтому базовые сакральные моменты для секулярных специалистов в концепции «Москва - Третий Рим» принципиально недоступны. В то же время мессианская идея США, которую никто не собирается рационально доказывать, отдельными фрагментами активно внедряется в массовое популяционное сознание с помощью вполне секулярных рациональных конструкций.
«Москва – Третий Рим»
Данная концепция была выстрадана и продумана политической элитой России. Выделим несколько этапов этого процесса.
Первый период – «напряженное ожидание»
Он начался в 1441 году, сразу после того, как в Москве узнали о подписании Константинополем Ферраро-Флорентийской Унии (сдача православия католикам ради получения помощи в противостоянии с Османской империй). После падения Константинополя в 1453 году в России стали преобладать эсхатологические настроения. В православной цивилизации была очень сильно распространена идея, что мир простоит 7000 лет до конца света. В то время летосчисление велось от сотворения мира. Считалось, что от сотворения мира до Рождества Христова прошло 5508 лет. Поэтому роковой год, которого ожидали на Руси – это 1492-й. Конца света никогда на Руси не ждали так, как в то время.
Второй период – «не упусти», «не дай себя использовать»
Он начался с 70-х годов XV века (когда апокалиптические ожидания ещё больше усилились) с определения своего места в мире для политической элиты. Западная Европа открыла для себя Россию как новое большое государство и пыталась использовать её в противостоянии с Османской империей. И Римский папа, и Священная Римская Империя с удовольствием обещали признать преемственность России с Константинополем, но для этого требовали выполнения двух условий – участие «на всю катушку» в войне с турками и признание того, что католический Рим находится в мировой политической иерархии выше.
России (Московии) было уготована роль пушечного мяса. России с удовольствием гарантировали её преемственность с Византией и готовы были отправить в горнило турецких войн – освобождать «свой» Константинополь. В качестве даров данайцев Ивану III даже предоставили в невесты племянницу последнего византийского императора.
Иван III, один из гениальных внешнеполитических деятелей России, «дары» взял, а ловушки избежал. Именно он осознавал, что Россия одновременно является и наследницей Золотордынской империи (а в потенциале и всей империи Чингиз-хана), и наследницей империи Византийской. И ни одно из этих наследий нельзя было потерять (это гениально отражено в таком важном символе-артефакте России как шапка Мономаха). Именно поэтому Рим Рюриковичей – это вся Евразия.
Иван III - первый правитель, который дал совершенно другую оптику для понимания локализации Римской империи. Он продолжил движение Второго Рима на Восток, но задал такую географическую рамку, о которой Константинополь даже не мог и мечтать. Именно поэтому можно сказать, что с самого начала евразийская теория (освоение наследия и Золотоордынской империи, и мегаимперии Чингиз-Хана), заложена в концепцию «Москва - Третий Рим». И лишь сильная европеизация российской элиты в XVIII–XIX столетиях мешала это осознать, хотя евразийских элементов деятельности в этих столетиях было более, чем предостаточно. Россия не должна была упустить ни наследия Второго Рима, ни наследия Золотой Орды.
Третий период- «формулировка»
Москва уже отказалась принять королевскую корону из рук Римского Императора. Она была уверена, что они находятся в одинаковых весовых категориях. Но в то же время уважение к этому государству, пускай и католическому, присутствовало. Ведь оно было создано ещё в X веке, ранее Крещения Руси, ещё до церковного раскола. Хотя Василий III и его окружение прекрасно понимали, что Рюриковичи как династия древнее Габсбургов.
Ситуация резко изменилась после Реформации, которая расколола Священную Римскую империю. Именно это обстоятельство, которое свидетельствовало об определенной богооставленности, и позволило старцу Филофею создать блестящую формулировку, которую мы все знаем. И главное «ноухау» этой формулировки – «Четвертому не бывати». Это была дерзость (поэтому, несмотря на то что эта идея – путеводная звезда российского государства, в официальной дипломатии она не применялась, хотя и определяла всё).
Большинство значимых христианских государств существовало в пространстве концепции «переноса империи», истоки которой восходят к пророку Даниилу и основанному на его произведениях историософской концепции, которая принималась практически всем христианским миром.
Ослабление Византийской империи, Второго Рима, привело к тому, что Новым Римом пытались стать и Болгария, и Сербия в XIV веке. Все это окончилось захватом этих государств Османской империей. Сама Османская империя, безусловно, претендовала на роль Нового Рима. Новым Римом пыталась стать и резко усилившаяся во второй половине Франция, и объединившаяся в конце столетия Испания. Новым Римом пытались стать и Флоренция, и Венеция. Создать свою империю пытался после упадка авиньонского пленения и сам папский Рим.
В этой же концепции работали и французская, и британская империи в XVII-XIX столетиях, и США с начала своего существования до наших дней, и вторая Германская империя в XIX веке, и Гитлер, и Муссолини. И за всеми существующими и вновь появляющимися амбициями отечественная элита внимательно наблюдала, прежде чем сформулировать свою идею. И никто из перечисленных государств, заявляя о том, что они Новый Рим, не утверждал, что будет и последним (за исключением Гитлера, чья империя просуществовала 12 лет). Это сделала только отечественная элита.
Четвертый период – «подключение»
В разработке концепции «Москва-Третий Рим» период пришелся на правление Иоанна Грозного. Поскольку наши политологи и историки не владеют символическим библейским языком, очень многое из деяний Грозного им остается непонятным. Тут важно понимать, что основной момент материализации идеи «Москва-Третий Рим» произошел в момент венчания Грозного на царство. Гениальный чин венчания на царство разработан был митрополитом Макарием. Он сыграл колоссальную роль в конкретизации идеи «Москва – Третий Рим» именно исходя из её эсхатологичности, которая предполагает, что в мире есть только один истинный Царь, и он находится в России.
Отечественный чин венчания так отличался от византийского, что даже в дореволюционной России некоторые специалисты по церковному праву, очень рациональные люди, считали этот чин восьмым таинством, уникальным достижением отечественного богословия. С помощью чина венчания на царство имперская Россия, выражаясь инженерным языком, всегда была подключена к теории «Москва-Третий Рим».
Именно при митрополите Макарии практически сразу концепция «Москва - Третий Рим» начала развиваться бок о бок с концепцией «Москва - Новый Иерусалим». То есть новое Российское государство понималось как новый духовно-политический центр. И этот центр сам по себе был самодостаточен! Это очень важно. Поэтому не нужно никуда идти и ничего освобождать, ценою гибели русских войск - ни Иерусалим, ни Константинополь, все это присутствует на русской земле.
И главный вывод, который должен усвоить каждый политолог, звучит следующим образом - концепция «Москва- Третий Рим» полностью определила своеобразие российского самодержавия, которое в значительной степени сформировало российский политологический ландшафт и по-прежнему определяет его в как в настоящем, так и будет определять в будущем.